Статья по психологии «Психологические особенности детских страхов»

Полный текст Страх является одной из фундаментальных эмоций человека. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью [13]. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Он основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными изменениями нервной высшей деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Захаров определяет страх как"аффективное эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека" [5]. Выделяют ситуативный страх, который возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей человека обстановке, и личностно обусловленный страх, предопределенный характером человека.

Социальные страхи

Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.

Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности. Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности.

Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия – удел каждого важнейшим источником социального и экономического развития.

Я не призываю к намеренному выискиванию пугающих вещей, ситуаций у Вашего чада, но лишним не будет, если без внимания не будут оставлена эмоциональная сфера ребенка, тем более, если она"падает сигналы бедствия". Итак, что же такое страх, каковы его функции, и чем он отличается от тревоги? СТРАХ - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой.

Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией навязчиво возникающие состояния страха. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.

страхи детей младшего школьного возраста

Социальные страхи Специфика социальных страхов состоит в том, что они носят массовый характер, и в том, что объекты страха, не могут нанести вред человеку. Они произрастают из более примитивных биологических страхов и у взрослых людей практически полностью их замешают. Страх начальника Этот страх может выражаться в страхе человека, который находиться выше по статусу: Начальник имеет над нами власть, какую никакую, а власть, он может нам изменить в хорошую сторону или испортить жизнь.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ разной степени психологической и социальной раз- . Все это способствует развитию страха несоответствия.

Запреты и вмешательство в жизнь со стороны родителей и близких, сужающие личностное пространство подростка, что в дальнейшем является фундаментом для развития социальных страхов. Актуальность исследования страха обусловлена его ролью в жизни человека. Щербатых, страх-это базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой.

Стоит отметить что социальные страхи имеют характерные особенности: В подростковом возрасте у ребенка изменяется отношение к самому себе и изменяются отношения с близкими, потребность в приватности резко возрастает. Подростки сосредотачиваются на отношениях со сверстниками и отдаляются от родителей. Желание подростка быть самостоятельным не всегда принимается родителями, они продолжают контролировать его поведение, выбор друзей, выбор одежды, что часто приводит к конфликтам между родителями и детьми, а также нарушает психологическое пространство, что служит основой для формирования тревожности и страхов.

46. Социальные страхи – виды и специфика их проявления.

Большая часть страхов вызвана возрастными особенностями и со временем проходят. Детские страхи являются неотъемлемой часть возрастного периода, и если к ним правильно относиться, то постепенно они исчезают. Сохранение страхов длительное время и их болезненное проявление свидетельствуют или о слабости нервной системы ребенка, неправильном поведении родителей, наличие страхов у самих родителей или о конфликтных отношениях в семье.

Страх, по определению А. Изарда, следует различать страх и тревогу. Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия 3.

Ленинградская область · психология · 0 Страх принятия решений, страх несоответствия, боязнь неизвестности, боли и разочарования — все эти Как любой социальный страх он спрятан глубоко внутри.

Шкала социальной адаптивности личности. Понятие страха в контексте психологии экстремальных ситуаций. Шкала социальной адаптивности личности — одна из наиболее распространенных формализованных методик, оценивающих уровень развития адаптивного поведения. С возрастом адаптивное поведение изменяется, уменьшается зависимость от социального окружения и помощи близких.

Каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки, важные для адаптации в семье, школе, и в целом в социуме. Роджерса детализирует общий уровень адаптивности, рассматривая возможности личности в четырех областях: Страх — это эмоциональная реакция на ожидание столкновения с ситуацией опасности. Данная реакция осуществляет процесс координации реакции избегания и всей психической деятельности организма, возникающий при предвосхищении взаимодействия с ситуацией опасности.

Содержание страха — это отражение предмета страха в сознании субъекта. Содержание страха может быть представлено в психике как в вербальном виде, так и как образ. Образ страха — это целостное, преимущественно наглядное отражение предмета страха в сознании субъекта. Внешние аспекты содержания страха отражаются в поведении.

Как бороться с социальными страхами

Социальные страхи — виды и специфика их проявления. Процесс возникновения социальных страхов начинается у людей с детства. Он происходит постепенно путем замещения биологических страхов социальными. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и врачей, причиняющих ему боль.

И, со временем, социальные страхи выходят на первое место.

Причиной этого служат установки социальной среды. Лидирующее место среди Проще говоря — появляется страх несоответствия. Для юных пар.

Исходя из многолетних исследований специалистов в области психологии, медицины и педагогики, можно выделить определенные страхи для каждого возрастного периода ребенка. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель испуг наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между месяцами.

Раньше этот страх не может возникнуть по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Что касается лицевой экспрессии страха и ее различения от других негативных эмоций, то у младенцев одни и те же проявления могут свидетельствовать как о страхе, так и страдании. Отчетливые различия в мимике этих состояний появляются у более старших детей.

Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после 3 лет, достигая пика в 4 года. Они, например, боятся спать одни при выключенном свете. Боязнь темноты чаще всего связана с фантазиями и сновидениями ребенка, чем с реальными событиями его жизни. Однажды один маленький мальчик очень испугался шутки взрослого, который, зайдя в квартиру и сняв черную шляпу, сказал ему:

Страх несоответствия

Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России……………………………………………………. Выяснилось, что и политики, и учёные обществоведы не смогли не только предвосхитить, но и объяснить уже сложившиеся тенденции возникновения и развития социального страха.

Среди психологических факторов, создающих проблемы при прямой самооценке динамичного личностного и социального контекста взаимодействия с из-за страха перед ним, из-за желания соответствовать некоему образу больного и т. п.; б) несоответствием сознательных оценок больного его же.

Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [8, с.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Страх перед людьми. Что такое социофобия?

Возрастная динамика страха От 5 до 7 лет Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.

Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей ценностные ориентации , чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

В различных психологических теориях страх относят к разным классам эмоциональных Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и установки. . Однако нами выявлены отдельные случаи несоответствия.

Связаны они с моим отношением к сыну и к его поведению. С тем, что я долгое время не понимала его, вернее сказать не понимала детей. Не смотря на то, что на тот момент у меня были университетские знания по детской психологии и психологии вообще, эти знания были мёртвым грузом, потому что усвоены были только головой, но не прочувствованы. Вместо принятия, любви и заботы, я обрушивала на сына свои требования, неуверенность в том, что он априори хороший, боязнь вырастить из него нечто, за что мне потом будет стыдно, страх поступить неправильно и показаться глупой окружающим меня людям.

Ситуация, которая в тех или иных вариантах случалась у нас довольно часто. Сыну чуть больше 2ух лет, мы возвращаемся из магазина, я несу тяжёлый пакет, ребёнок тоже устал и хнычет. Мне бы его пожалеть, но я сама уже устала, а до дома ещё топать и топать. И вместо жалости я выдаю сыну порцию нравоучений о том, что нужно учиться терпеть, что он не сахарный, достаточно большой и вполне уже может дойти до дома сам, что мог бы и пожалеть маму, которой ещё тяжелее, ведь она несёт полные пакеты.

Ребёнок начинает реветь в полный голос. А тут ещё и прохожие начинают учить мальчика жизни, угрожать забрать такого непослушного плаксу или укорять маму в том, что разбаловала сыночка, либо, наоборот, в том, что только бессердечная женщина может заставлять такого кроху идти ножками, могла бы и понести. Искренне поздравляю вас и радуюсь за ваших детей.

Михаил Лабковский - Страхи и тревожность, причины и симптомы.